
Новосибирский «Локомотив» готовится защищать титул чемпиона России по волейболу. Под эту большую задачу в клубе, помимо всего прочего, ввели новую должность — спортивный директор. Ответственный пост занял Николай Павлов, только-только завершивший карьеру игрока. Представлять местной публике этого человека совершенно не нужно: он отдал не один год выступлениям за железнодорожников и долгое время являлся капитаном команды. Павлов родился на Украине, играл за сборные двух стран, но своим домом считает Новосибирск. В интервью нашей газете 38-летний специалист вспомнил, как чуть не застрял в Словакии, поведал, как пандемия влияет на подготовку «Локо», и рассказал, чего ждать от команды в постчемпионский сезон.
Онлайн-тренировки
— Николай, отличается ли чем-то подготовка к этому сезону по сравнению с прошлыми годами, учитывая длинную паузу и самоизоляцию?
— Безусловно. Очень тяжело запускать всех игроков в тренировочный процесс. Первые мероприятия были связаны даже не с тренировками, а с детальным медосмотром — в этом плане требования заметно ужесточились.
Карантинные меры дают о себе знать. Все игроки, которые приехали в команду, и тренеры прошли тесты на коронавирус и наличие в организме антител. У всех — отрицательный результат. Обследование показало, что никто не болел COVID-19 — ни у кого антител не обнаружено. Более того, сдавать анализы обязали весь персонал: администрацию, бухгалтеров, поваров и всех, кто имеет контакт с командой. Только после того, как стали известны результаты, мы приступили к тренировкам.
Сейчас у нас втягивающий цикл. Занимаемся физподготовкой и атлетикой, чтобы привести себя в тонус после отдыха. Буквально со второй тренировки мы взяли в руки мячи. Ждем открытия границ. В последние годы мы традиционно летаем летом на сборы в Болгарию. Сейчас эта поездка — под большим вопросом. Везти за границу команду в текущих условиях — это не так просто. Антивирусные меры нужно соблюдать везде.
— Главный тренер «Локомотива» Пламен Константинов и его помощники находятся сейчас в Болгарии. Насколько команде сложно готовиться в их отсутствие? Возможно, и вам лично приходится исполнять роль тренера?
— Роль главного тренера сейчас возложена на Евгения Митькова, я стараюсь помогать ему не только в тренировочном процессе, но и за пределами площадки. Это связано с тем, что к нам пока не могут приехать иностранцы (цвета «Локо» защищают сербы Марко Ивович и Дражен Лубурич. — Прим. авт.) Практически весь тренерский штаб у нас из Болгарии. Технические моменты, связанные с пандемией, добавляют трудностей. Некоторые государства просто закрыты, из них невозможно выехать. Въехать в Россию пока тоже не получается. Плюс, закрыты все консульства, есть сложности с получением виз. Но, думаю, к концу месяца все будут в сборе.
— С Пламеном Константиновым связь поддерживаете?
— Разумеется. Постоянно. Общаемся голосом и в режиме видеосвязи. Все тренировки, скажем так, идут онлайн: Пламен наблюдает за ними по ту сторону экрана. Транслируем ему волейбольные занятия в прямом эфире — к счастью, в современном мире такая возможность существует. Но «живого» присутствия главного тренера, конечно, не хватает. Тем не менее, тренировки проходят в том же режиме, что и с ним. Он смотрит и вносит определенные коррективы.
Другой «Локомотив»
— Титул чемпиона России ко многому обязывает. Каким вы видите «Локомотив» в наступающем сезоне?
— Состав очень сильно омолодился. Это будет уже другая команда, во многом состоящая из местных волейболистов. В этом году селекционная работа была проведена точечно: у нас только два новичка (связующий Александр Воропаев и диагональный Дражен Лубурич. — Прим. авт.) Радует, что на другие позиции мы взяли своих воспитанников.
— Были ли у вас в межсезонье другие варианты развития карьеры? Например, в качестве игрока.
— Не скрою, были варианты уехать еще поиграть. В то же время мы всегда на связи с Романом Валерьевичем Станиславовым (генеральный директор ВК «Локомотив». — Прим. авт.) и Вадимом Вадимовичем Гончаровым (президент клуба. — Прим. авт.) Мне поступило такое предложение, от которого не отказываются. Я принял решение завершить игровую карьеру и помогать родному клубу.
— «Локомотив» действительно стал для вас родным?
— Да, я остался в Новосибирске жить. Мои дети ходят здесь в школу, несмотря на то, что последний сезон я играл в Словакии. Очень рад вернуться и готов работать на благо «Локомотива».
— Что входит в ваши обязанности как спортивного директора? Занимаетесь селекцией?
— В данный момент селекционной работой я не занимаюсь, поскольку она уже была завершена до моего назначения. В мои обязанности входит много задач, связанных со спортивной составляющей и развитием игроков, в том числе из нашей молодежной команды. Стараюсь передавать опыт и участвовать в развитии «Локомотива».
— Новобранцев в это межсезонье больше не предвидится?
— Команда уже полностью укомплектована. Если и будут новички, то только из «молодежки». По ходу сезона бывают непредвиденные обстоятельства (к примеру, травмы), но у нас есть молодые игроки, воспитанники новосибирской школы, которые в любой момент могут помочь команде.
Последний рейс
— Словацкий чемпионат сильно уступает российскому?
— Да, конечно. Тем не менее, в каждом чемпионате есть свои козыри. Нужно соответствовать не только уровню лиги, но и своему имени. На тебя за рубежом смотрят чуть-чуть по-другому. Мы завоевали Кубок Словакии (Николай Павлов выступал за «Прьевидзу» из одноименного города. — Прим. авт.) и, как и «Локомотив», выиграли регулярный чемпионат. Перед последним матчем шли на втором месте, и нам необходимо было победить со счетом 3:0 в гостях, чтобы стать первыми. Мы сделали это. Прошли первый раунд плей-офф, после чего чемпионат остановили. Я улетел на последнем самолете. Были еще рейсы в другие страны, но не в Россию. На следующий день закрыли границы и аэропорт. Не все успели покинуть Словакию — много людей «зависло» в подвешенном состоянии.
— Признали ли ваш клуб чемпионом Словакии, как это стало с «Локомотивом» в России?
— Там решили чуть по-другому. Медали за регулярное первенство нам пока не вручили, но обещали. До этого наша команда становилась два года чемпионом страны. Думаю, если бы плей-офф продолжился, у нас были очень высокие шансы также взять титул.
— Как вообще оказались в Словакии? Это ведь не самое типичное место для продолжения карьеры волейболиста.
— Я не хотел заканчивать и не хотел, чтобы сезон проходил зря. У меня были силы и здоровье продолжать играть. Были варианты поехать в Катар и Турцию, но в конечном счете тамошние клубы побоялись меня брать. Все смотрят в паспорт. Видимо, решили, что 37 лет — это сильно много. Мне позвонил тренер из Словакии, который искал игрока. Я сказал, что готов приехать. Он переспросил: «Ты серьезно? А как же деньги? Мы тебя не потянем». «Сколько дадите, столько дадите. Я хочу поиграть», — ответил я и уже через два дня вылетел из Новосибирска.
— Говорят, что тренеру нужно убить в себе игрока. Вы уже сделали это?
— Еще не до конца. Мне кажется, людям, которые всю жизнь в спорте, убить в себе игрока невозможно, но надо что-то с этим делать, как-то с этим бороться (улыбается).
— А это может как-то помешать вашей нынешней деятельности?
Дорогу — молодым
— Как считаете, уход из «Локомотива» поляка Фабиана Джизги — это большая потеря? Все же он был капитаном и заметной фигурой на площадке.
— Да. Фабиан много что выигрывал. Он двукратный чемпион мира и чемпион России. Он — игрок и человек с большой буквы. Безусловно, для команды это большая потеря. Но таков спорт. «Локомотив» решил пойти по пути омоложения и сделать основным пасующим Константина Абаева — воспитанника новосибирской школы волейбола, на которого клуб возлагает большие надежды. Не сомневаюсь, что Костя справится. Он играл с Джизгой и наверняка что-то перенял в плане развития.
— Не слишком ли это рискованно — настолько довериться молодежи? Тем более что новосибирские болельщики уже почувствовали вкус золота и наверняка будут требовать «продолжения банкета».
— Амбиции молодых игроков должны помочь «Локомотиву».Вместе с тем, в команде остались и опытные мастера, которые в прошлом чемпионате были одними из лучших по индивидуальным качествам и статистике. Защитить титул будет очень сложно. Но команда сильно не просядет — в этом мы убеждены.
— Учитывая, что нынче «Локомотиву» предстоит защищать честь страны в Лиге чемпионов, хватит ли длины скамейки?
— Мы для того и проводили селекционную работу, чтобы у «Локо» было два состава, которые могут достойно играть. Если вспомнить прошлый сезон, у нас были задействованы все волейболисты, и это сыграло очень большую роль. Бывает такое, что человек встал утром, грубо говоря, не с той ноги, и игра не ладится. Выходит другой и заменяет первого полноценно, даже с усилением. Не сомневаюсь, этот сезон будет интересным, и играть тоже будут все.
— Что скажете о скором открытии Регионального центра волейбола? Что это значит для клуба?
— Это огромный шаг вперед для всего региона, грандиозное сооружение. Такой крупный город как Новосибирск не имел современного стадиона для игровых видов спорта, но теперь он появится. Многие люди связывают с этим огромные надежды. Я убежден, что волейбол в Новосибирске достигнет другого, более высокого уровня.