Дмитрий Щербинин: В моей памяти Локосемья останется надолго

Блокирующий Дмитрий Щербинин после двух сезонов в новосибирском «Локомотиве» покидает команду. В прощальном интервью пресс-службе клуба Дмитрий подвел волейбольные итоги, рассказал о любимых матчах, о своих впечатлениях от сибирских болельщиков и о многом другом.


– Дима, поздравляю тебя с завершением сезона! Какие итоги можешь подвести?

– Этот сезон получился интересным. После прошлого года нам хотелось тем же составом сыграть в Лиге чемпионов. Мы сыгрались, поверили друг в друга – пазл сложился. Мы думали, что еврокубок сплотит нас еще больше. Но руководство приняло такое решение – пойти на омоложение состава, сделать ставку на Костю Абаева, Дениса Голубева, Диму Лызика и Илью Казаченкова. В принципе, она оправдала себя. Да, Илью подкосила травма, но ребята показали, что они достойны находиться в Суперлиге Париматч. Они заводные, никого не боятся, наглые – одно слово, молодежь. Они добавили нам эмоций. Но чтобы держать определенный уровень и добиваться высоких результатов, им нужно расти. Я думаю, год-два и они будут сотрясать чемпионат по полной. Их уже призывают в сборную России! Не знаю, будет ли у них возможность сыграть, но сезон сборных предстоит сложный, и они точно будут бороться до конца.


– Поддерживаешь ли ты общение с Фабианом Джизгой?

– Мы до сих пор переписываемся. Раз в месяц перекидываемся сообщениями о делах, Польше, ковиде, контрактах и Лиге чемпионов. Он ещё тогда сказал, что после такого сезона всю первую шестерку в европейских клубах подписывают не то, что на год, а сразу на несколько лет. Но Фабиан тоже всё прекрасно понимает: должны быть свои воспитанники, иначе клуб не будет развиваться, не будет жить. Это всё логично и правильно. Когда-то и мы были молодыми, когда-то и на нас делали ставку, а «старики» на нас косо смотрели (улыбается).


– Какие из команд Суперлиги Париматч в этом сезоне особенно удивили?

– У «Динамо» получилось построить команду – это был их год. Они достойно выглядели на протяжении всего сезона и заслуженно стали первыми. Проиграли считанное количество матчей, 8 раз обыграли «Зенит». Я искренне поздравил каждого человека, всех, с кем до сих пор дружим и общаемся. В негативном ключе удивило «Белогорье» – именитый клуб, который занял одно из последних мест. Будем ждать его возвращения на лидерские позиции.


7d1dc9390e353c124643f2cd44c93fa0.jpeg


– В начале года у «Локо» была тяжелая серия поражений, вы очень тяжело это переживали. Как удалось прийти в себя и найти силы бороться дальше?

– За это спасибо Роману Валерьевичу Станиславову и Пламену. У нас была уверенность в себе, но случались игры, в которых мы буквально «стояли». Но не потому, что мы крутые или хитрые, мы сами не понимали причину. Сказать, что кто-то не отдавался на тренировках – нет. Сказать, что не хотели эмоционально – тоже нет. Мы бились, мы знали вкус побед. Мы хотели выигрывать дальше. Переживали все: и болельщики, и руководство. Тяжело было всем, особенно Косте Абаеву: весь город и клуб сделал ставку на него. Но Роман Валерьевич всегда нам говорил: вы можете проигрывать, но, когда вы выходите на площадку в Новосибирске, вы должны биться до конца, показывать красивый волейбол. Главное, чтобы была игра, чтобы она была достойной.


– Каково было работать с Пламеном Константиновым? Какой он тренер?

– Я его знал по «Губернии» и Болгарии, играл даже против него в свое время. Знал, что про него говорят. Первое впечатление было интересное, необычное. В «Динамо» было много иностранных тренеров, но болгарских специалистов – нет. Мне было интересно окунуться в их мир, понять, как ведут игру. Было много нового, где-то я себя перестраивал. На играх Пламен всегда очень поддерживал, он верил до конца. После «Финала шести» мы сели поговорили, я задавал ему вопросы о начале работы тренером, о том, где брал методику. Не буду рассказывать всех секретов, но мы очень душевно поговорили. Я услышал его позицию и отношение, мне как игроку это подходит. У каждого тренера свой подход: у итальянских специалистов, у Владимира Алекно, у Константина Брянского, у Рафаэля Хабибуллина. Они все разные. С Пламеном мне было очень легко и комфортно, я заново полюбил волейбол. Пламен вернул желание.


– Какой матч за эти два сезона ты ярче всего запомнил или часто вспоминаешь?

– Их несколько. В прошлом году как раз этот матч с Кемерово, второй – в Москве на Лавочкина против «Динамо». Эмоции тогда переполняли. В этом сезоне три матча: Суперкубок с «Зенитом-Казань», потому что было бешеное желание. Второй – игра с «Динамо» в Кубке России. Я не играл, но переживания были колоссальные и сердце разрывалось. А третий, наверное, «бронзовый» с «Кузбассом» – он навсегда останется в памяти. Помню, мы с Пашей Кругловым вышли на площадку, и он сказал: «Либо сейчас, либо никогда». Последний шанс, последний аккорд. Он, можно сказать, «убил» «Кузбасс». Я ему ответил: «Спасибо за прощальный подарок».


В этом году, конечно, спина меня очень подвела. Физически, по сравнению с прошлым сезоном, очень сильно просел, мне было тяжеловато. Хорошо, что был Дима Лызик – он выглядел намного лучше и абсолютно заслуженно был в составе. Я даже не спорил, почему в некоторых моментах выходил он. Да, может быть, из-за моих амбиций мне было обидно, но мы же делали командную работу. Огромное спасибо всему медицинскому штабу: мы шутим, что в первом сезоне они нас с Кругловым вообще не видели, а в этом стали лучшими друзьями. Они поставили меня на ноги. В ковидный сезон врачам было тяжелее всех.


60b9fd9d36565563259d387fef2a1704.jpg


– Вы с семьей Кругловых очень дружите. Впервые расстаетесь?

– Да, 14 лет вместе, в одной команде. У нас никогда не было друг от друга секретов. Когда мне поступило предложение из нового клуба, я ему сразу сказал, что это новый вызов для меня. Если не попробую, то потом буду долго жалеть. Что-то новое – это всегда интересно. А Павел Николаевич говорит: как я буду приходить на тренировку, заходить в гостиничный номер, а тебя не будет рядом? (улыбается). Это тяжело, но это жизнь. Я думаю, в плане общения вряд ли что-то поменяется, мы всегда будем на связи. Пашка сейчас переживает уже, наверное, третью молодость. Я надеюсь, что у него будет долгое сотрудничество с Новосибирском. И если вдруг моя история вне «Локомотива» завершится, я попрошусь обратно или будет предложение, я с удовольствием вернусь.


– В последние три сезона чемпионами становились три разные команды, а в этом казанский «Зенит» остался за чертой призеров. Чемпионат стал из-за этого интереснее?

– Он стал сильнее – есть шесть-семь клубов, по комплектации которых заранее можно сказать, что они будут бороться за лидирующие места. С каждым годом всё больше команд «кусаются», прибивают лидеров – тот же «Самотлор». Но обидно, что некоторые клубы всё равно еле-еле выживают из-за отсутствия финансирования. После лондонской Олимпиады мы думали, что популярность волейбола взлетит до небес, но всплесков не было. Только сейчас начинают строить новые спортивные комплексы, но в регионах по-прежнему с этим тяжело.


– В следующем году уже Чемпионат мира. Может, ему удастся охватить Россию и поднять уровень волейбола?

– Я точно знаю, что для этого делают всё возможное. Если турнир пройдет идеально – даже не в плане победы сборной России, а с точки зрения организации, – волейбол выйдет на новый уровень, сможет догнать хоккей, футбол и баскетбол. Во дворе моего дома в Новосибирске зимой заливается «коробка»: там маленькие дети катаются, крутят пируэты, делают ласточки. Спроси их, что они делают – натянут шапку «Сибири» на глаза, скажут, что они хоккеисты. Летом в футбол гоняют как сумасшедшие. Здесь, может, нет большого разнообразия видов спорта, но в Москве некоторые и в 20-30 лет не умеют стоять на коньках.


– Вы с ребятами чувствовали конкуренцию за зрителя с хоккеем? Противостояние «Локомотив» – «Сибирь»?

– Нет, здесь такие дружелюбные люди! Понятно, что хоккеистов много узнают на улицах, но и нас тоже знают. Мне кажется, здесь народ не соревнуется – просто живет любовью к спорту. Ты можешь идти по улице и ловить взгляды: тебя могут не знать по имени или как ты играешь, но сразу понимают: ты игрок «Локомотива». Помню, мы проиграли матч за Суперкубок, а после я гулял с сыном во дворе и столкнулся с начальником управляющей компании дома, в котором живу. А он: «Что ж вы вчера так проиграли, мы всей семьей болели! Давайте, не расстраивайтесь. Вы всё равно красавцы». Всегда чувствовал огромную поддержку, особенно когда играл в прошлом сезоне в «Севере» – болельщики давали нам бешенный заряд. Помню, после первой победы над «Кузбассом» 3:1, я подошел к Роману Валерьевичу и сказал, что такого эмоционального всплеска в моей карьере уже давно не было. Болельщики словно подарили вторую жизнь. Вплоть до пандемии люди приходили поддерживать именно нас, а мы выигрывали для них.


e077be027e7e6845fe44176784044411.jpeg


– Обидно было завершить прошлый сезон и не провести «Финал шести» в «Севере»?

– Обидно было вообще вот так завершить сезон. Понятно, что сложиться могло, как угодно, мы могли бы и не стать чемпионами. Но мы были готовы и хотели попробовать. Всё было в наших руках. То же самое и с Кубком ЕКВ. Осталась недосказанность.


– «Север» или «Локомотив-Арена»?

– Для меня, наверное, «Север». Потому что большую часть своей карьеры я играл именно там. Это уютный зал для своих: болельщики рядом, ты прекрасно слышишь и критику, и как болеют (улыбается). Атмосфера всегда зашкаливает. Если говорить о будущем, то «Локомотив-Арена». Не побоюсь этого слова, это одно из лучших мест для занятия волейболом во всём мире. Здесь всё идеально, таких условий нет ни у кого. Спасибо руководству клуба и области, всему сибирскому народу, что построили такой дом волейбола в Новосибирске.


На заключительном банкете во время прощального слова я сказал: когда приходил сюда, я не знал, что такое ОАО «РЖД». Но когда пришел и увидел, как здесь всё устроено, я понял: это не просто команда, игроки… Это семья. Начиная от губернатора, руководства, заканчивая просто людьми, которые моют пол. Все настолько любят свою работу и отдаются своему делу, что нет никаких нареканий – всё идеально.


С женой тоже недавно разговаривали о том, что заканчиваются два года в Сибири и пришли к выводу, что нам, как семье, они пошли на пользу. У нас поменялось отношение друг к другу. Мы 11 лет в браке, всегда есть взлеты и падения. Если кто-то скажет, что всё идеально – будет лукавить. Для этого, наверное, нужно сидеть дома и не разговаривать (улыбается). Ребенок стал больше общаться, очень вырос в плане сознательности и отношения ко всему, хотя сложно жить в переездах и без постоянных друзей. Для меня ценно, что он понимает и принимает, что у папы такая работа. Я очень переживал за него, но он меня поддержал. Безумно рад, что здесь всё сложилось. С чистой совестью могу сказать, что спустя два года я уезжаю счастливым из Новосибирска.


– Локосемья – не просто слово?

– Да. В моей памяти Локосемья точно останется надолго. Надеюсь, что в следующем сезоне, когда приеду сюда уже с другой командой, отношение ко мне не поменяется. Я буду ждать встречи и скучать по всем. Болельщикам хочу сказать, что вы подарили мне прекрасное время и стали второй семьей. Мне очень нравится, как вы здесь болеете. Приезжаете в другие города, если мы проигрываем – поддерживаете. Показательный пример «Финал шести»: нас встречали у арены перед каждой игрой. Спасибо вам за всё!


Пресс-служба волейбольного клуба «Локомотив-Новосибирск».